Лямбирское благочиние Саранская епархия Мордовская митрополия - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

"Тихвинская" икона Богородицы. По материалам газеты "Призыв" Лямбирского муниципального района,РМ., июль, 2013г.

   День празднования иконы Божией Матери «Тихвинская» в с. Смольково Лямбирского благочиния.

     

9 июля в с. Смольково Лямбирского благочиния отмечали престольный праздник иконы Тихвинской Божьей Матери. В нынешнем году «Тихвинскому» образу -  630 лет. По преданию, в этом селении, давным – давно, старая дева с крестьянскими детьми собирали в лесу ягоды. Дети притомились и захотели пить. Она повела их на дно овражка, где протекал ручей с прозрачной прохладной водой. Ребятишки склонились к журчащему ручью, и вдруг в  воде увидели икону Тихвинской Божьей Матери.

 Подивившись чуду, дева вернулась с детьми в село и рассказала о происшествии местному священнику. Слух о необыкновенной находке быстро распространился по селу. К церкви стал собираться народ. Батюшка во главе внушительной процессии поспешил к лесному ручью. Икона плавала в чистейшем источнике. Собравшиеся были поражены этим явлением, упали на колени. Священник отслужил молебен.
Икону забрали в церковь, которая была построена из самодельного кирпича, сырье для которого добывалось в карьере, расположенном в двух верстах. Весь строительный материал доставлялся до места на лошадях и на плечах дюжих мужиков, поэтому возведение храма растянулось на несколько десятков лет. На освящение церкви приезжало священноначалие из  Пензы.
В селе была своя литейная мастерская,  где ружейных дел мастера лили пушки, колокола. Они-то и изготовили для церкви помимо колоколов, три пушки, которые на великие православные праздники исторгали из своих жерл огонь и грохот, извещая прихожанам о наступлении, например, Пасхи, салютуя празднику.
Священник пригласил в Смольково богомазов, чтоб сделать с иконы Тихвинской Божьей Матери список. В  престольный праздник собирается много народа из окрестных сел, приезжают даже из Москвы.
Сама икона исчезла также внезапно и таинственно, как и появилась. Остался православным в память о том событии только список. Он пережил саму церковь, которая  разрушалась на протяжении с 1943 по 1952 годы. На месте ее сохранился большой надгробный камень. В склепах, за церковной оградой хоронили знатных людей. 6 погребений были в подвесных гробах. (Как у Пушкина в «Мертвой царевне и семи богатырях»: «Гроб качается хрустальный»). Такие захоронения весьма редкое явление, и свидетельствуют они о древних традициях упокаивать общественно-значимых людей подобным образом. Понятно,  социальные передряги стерли с лица земли все эти постройки и традиции. Но ничто не способно изгладить из памяти людской тот божественный промысел, силой которого и явился образ Тихвинской Божьей Матери смольковским детям.
В этот  раз 9 июля, в День Тихвинской Божьей Матери, после длительной испепеляющей жары пошел дождь – небо благославляло собравшихся и посылало на землю свою благодать. Крестный ход, организованный благочинным церквей Лямбирского р-на протоиереем Олегом Копыловым, протоиереем Николаем Денисенко   и настоятелем строящегося храма в селе иереем Олегом Цыгановым следовал  с селянами  под мерную дробь дождя  от молитвенного дома до родника, оборудованного на месте давнего явления.
После атеистического гонения, вера вновь завладевает умами и сердцами людей. Уже многие распахивают свою душу навстречу божественному, стараются исполнять заповеди Господа. В шествии Крестного хода также и предприниматель  Александр Иванович Николаев, житель соседнего села Саловка, спонсор строительства новой церкви в Смолькове. Земляки ревниво пеняют ему, мол, в своем селе бы храм возвел. А он про святой источник, где давным-давно явилась людям икона Тихвинской Божьей Матери. Мол, сама Царица Небесная указала, тем самым, место преклонения. И он, как человек верующий, должен исполнять веление свыше. И он следует ему. Выступил спонсором строительства новой церкви. Сейчас на месте закладки идет монтаж фундамента. «Кировлес» уже подгоняет: сруб готов, можем уже везти и ставить его. Планируется в этом году храм построить.
Несмотря на дождь, народу собралось на празднование Дня Тихвинской Божьей Матери много. Процессия двинулась к роднику по уже раскисшей дороге. Но никто не замечал трудностей, сердце собравшихся было переполнено радужными красками праздника.
У святого источника тоже многолюдно. Часть прихожан заранее собралась здесь в ожидании священнодейства. И вот все сошлись в едином стремлении обратиться к Царице  Небесной  с благодарением и молитвой. А дождь все шел и шел, но на него никто не обращал внимания.

 

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV — XVI вв., ее появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.
Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.
Как свидетельствует легенда, ее появление в малообжитых и еще не христианизированных землях проявляло ее чудотворную силу. На месте ее последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.
Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.


Назад к списку